105043, Москва, ул. 6-я Парковая, 29 Б

   

8 (499) 367 5627

   Нравственное воспитание учащихся всегда являлось одной из главных задач школы. В свете последних событий она приобрела особую важность.

   Результаты современных научных исследований по социологии, философии, психологии свидетельствуют о критическом состоянии нравственности в обществе и указывают на обострение взаимоотношений между разными этническими, социальными, возрастными группами; интолерантность со стороны молодого поколения и общества в целом к лицам пожилого возраста; отсутствие бытовой культуры, агрессивность во взаимоотношениях в социуме, между молодежью и старшими в семье; нарушение норм поведения в общественных местах; жестокое обращение с животными, варварское отношение к природе; несоблюдение законов. Для многих основной, если не единственной ценностью в жизни становятся материальные блага.

   «Нужно ли доказывать, — пишет психолог В. Э. Чудновский, — что нравственное воспитание должно начинаться с раннего детства... Тем не менее оно уходит из школы»1 . Поэтому, создавая новый тип учебника по русскому, авторский коллектив работал и над решением этой проблемы2 , что потребовало прежде всего включения в учебники таких художественных текстов, на материале которых можно решать различные дидактические задачи, в том числе и осуществлять нравственное воспитание учащихся.

   Вместе с тем хорошо известно, что начиная с XIX в. и до наших дней немало учёных и учителей критикуют тексты, используемые в обучении. Так, Ф. И. Буслаев в своем труде «О преподавании отечественного языка», характеризуя тексты, по которым обучают школьников, писал: «...гладкость формы, иногда переходящая в бесцветность и вялость... проза, приторная в своей крайности, славянизмы, которые, будучи в оправе истёртого выражения, придают речи напыщенность, театральность и т. п.».

   Думается, совершенно очевидно, что подобные тексты не могли и не могут воздействовать на духовный мир ученика.

   Читая статью писателя и литературоведа А. П. Чудакова «О характере текста учебника», невольно думаешь: неужели прошло более ста лет после выхода книги Ф. И. Буслаева? В работе Чудакова сформулированы те же мысли о нарочитой пафосности текстов, о девальвации высоких слов, поучительности и холодности, о напыщенности речи. Рассуждая о языке и стиле текстов школьных учебников, автор подчеркивает, что вместо наибольшей выразительности речи язык учебника ориентирован «на некую довольно строгую норму... Это гладкий, “правильный” стиль книжной нейтральной литературной речи... Он книжный по всему своему строю, самой своей сути».

   Критикуя книжную речь учебников по русскому языку, А. П. Чудаков приводит высказывание-предостережение замечательного педагога В. И. Чернышёва: «Учитель всегда должен иметь в виду, что, изучая книжный язык, он вводит детей в отвлеченную, до некоторой степени мёртвую область, где очень трудно работать, где всегда есть опасность нахватать в свежую детскую память вместо живых образов и мыслей кучу слов и фраз».

   Проведённый членами научного коллектива анализ школьных учебников, созданных в различные годы XX в., не только позволил сделать аналогичные выводы, но и показал, что художественные тексты редко привлекались в качестве дидактического материала. В основном всё строилось на отдельных, вырванных из контекста предложениях, например: Горело четыре избы (А. С. Пушкин). Как легко понять, такие упражнения не могли помочь в решении проблемы нравственного воспитания школьников. Следовательно, должен был быть реализован принципиально другой подход к художественным текстам, языку и стилю речи учебников.

   В процессе работы над проблемой «учебник и нравственное воспитание» авторским коллективом был очерчен круг тем, важных для её решения. Затем были специально созданы или отобраны из литературы нужные художественные тексты, которые, воздействуя на эмоции читателя-ученика, волнуя его, будят воображение, активизируют размышления, рождают активную нравственную жизненную позицию.

   Человек, читая тот или иной художественный текст, примеряет на себя описанное в нем. Невольно задумывается: а как я поступаю или поступил бы в таких обстоятельствах? Эмоциональные раздумья читателя оставляют след в его душе. Накапливаясь, эти размышления помогают воспитать в себе Человека.

   И наконец, была создана методика работы с текстами, включенными в учебники. По ходу создания она апробировалась учителями, участвовавшими в эксперименте, который проводился в течение тринадцати лет.

   Перечислим нравственные темы, отраженные в текстах учебников: отношение к Родине и родному языку; выдающиеся люди России: писатели, ученые-лингвисты; выдающиеся мастера слова и учёные других стран; пробуждение желания читать художественную литературу; заботливое отношение к членам семьи, к пожилым людям; отношения мальчиков и девочек — дружба, любовь; понимание качеств личности, поступков сверстников и своих собственных; отношение взрослых и старших ребят к чувствам и поведению детей; знание о человеческих пороках, соответствующее отношение к ним; жизненная мудрость прежних поколений; отношение к природе; отношения между человеком и домашними животными; творческое отношение к любому труду; общая культура поведения.

Трудность создания и отбора учебных текстов состояла в следующем:

1) на них должны не только оттачиваться приёмы работы с любым художественным произведением, но и решаться определённые грамматические задачи;

2) тексты должны быть небольшими по объёму (особенно в учебниках для 1—6-го классов);

3) каждая из тем нравственного воспитания должна проходить по всему курсу и даваться в разных по сюжету рассказах;

4) тексты должны вызывать интерес и соответствовать возрастным возможностям учащихся.

   Так, тема Родины и родного слова присутствует во многих текстах учебника. Однако такие высокие понятия даются не пафосно, не «в лоб», а исподволь, часто иносказательно. Одним из примеров такого текста является рассказ А. И. Солженицына «Костер и муравьи» (6-й класс, часть 1). Не могут оставить равнодушными читателей-учеников художественные произведения или законченные по смыслу отрывки из них, в которых рассказывается о войне нашей Родины с фашизмом, о героизме и страданиях народа, например отрывок из книги В. Гроссмана «Годы войны» (6-й класс, часть 2).

   В главе «Волшебная сила слова» (7-й класс, часть 1) о любви и почтительном отношении к слову говорят стихами А. Пушкин, Н. Гумилев и А. Ахматова, 3. Гиппиус, В. Маяковский, Д. Самойлов и Ю. Левитанский, В. Егоров... Перед стихотворением, если это требуется для его понимания, приводятся комментарии, а после текста — небольшие биографические рассказы о самом поэте.

   Сами тексты, несомненно, оказывают важное влияние на нравственность человека. Художественная литература, являясь видом искусства, «очень широко и глубоко захватывает самые разные стороны психики человека — не только воображение и чувства, что представляется само собой разумеющимся, но и мысль, волю. Отсюда её огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрении». Однако воздействие произведения на человека зависит не только от самого произведения, но и от понимания его читателем. Именно эта проблема как первая и главная стояла и продолжает стоять перед обучением: понимают текст, как показывают исследования, единицы учащихся. Не лучше обстоит дело и с умением школьников выразить свои мысли.

   Поэтому во все учебники включены задания, с помощью которых учитель может проводить серьезную работу, направленную на понимание учащимися фактуальной, подтекстовой и концептуальной информации художественного текста, на развитие речи школьников.

Тексты в учебниках условно разделены на несколько типов.

1. Тексты, в которых идея выражена явно, во всей полноте. К ним относятся те, в которых высмеиваются какие-либо человеческие недостатки, пороки. Ребята часто сами своими репликами комментируют поступки персонажей. Пример такого текста по теме «Знание о человеческих пороках. Соответствующее отношение к ним» дан во второй части учебника для 6-го класса (Р. Коваленко «Письмо»).

2. Тексты, к которым в учебнике необходимо дать короткий комментарий или задать вопрос, чтобы читатель-ученик не прошел мимо важной мысли. Пример такого текста по теме «Отношение между человеком и домашними животными» — фрагмент повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо».

3. Тексты, для понимания которых требуется серьёзная работа. Её суть — вовлечь учащихся в беседу о прочитанном тексте. Для подготовки к этой работе ребятам предлагается дома прочитать художественный текст, подумать, что хотел автор сказать читателю, поразмышлять над текстом самостоятельно, так как затем в классе состоится его коллективный анализ.

   При этом учитель может лишь задать вопросы, которые намечают ход диспута. Само же обсуждение во многом зависит от возникающих у ребят мыслей, идей о прочитанном, от наплыва и выбора слов и предложений, позволяющих выразить эти мысли. После прочтения текста, раздумий над ним и обсуждения в классе ребята обращаются к ответу, данному в учебнике, и сравнивают его со своими мыслями.

   В заключение хочется обратить внимание на такую характерную особенность всех текстов учебников нового типа, как отсутствие в них нравоучений. А между тем и сами тексты, и вопросы к ним, и авторские ответы- ключи учат вниманию к другому человеку, взаимоотношениям в семье и в кругу сверстников, в обществе. Они позволяют понять что-то важное в самом себе, учат разбираться в людях, в их поступках, позволяют осознать неразрывную связь человека с природой, по словам Д. С. Лихачева, «необходимость жить в союзе с природой» и главное — не быть Иванами, не помнящими родства, любить Родину, сохранять прекрасный русский язык... Можно надеяться, что в результате школьники приблизятся к открытию смысла жизни, который достоин Человека.