105043, Москва, ул. 6-я Парковая, 29 Б

   

8 (499) 367 5627

   Гражданственность и патриотизм — это духовно-нравственные и социальные ценности, которые закладываются в детстве и являются основой формирования граждански активных, социально значимых качеств личности, проявляющихся в разных видах деятельности, а также в поведении взрослого человека.

   Эти качества формируются в процессе обучения, социализации и воспитания школьников, и во многом определяющую роль в этом процессе играет предмет «Русский язык». Невозможно дальнейшее формирование и развитие гражданского общества без опоры на родной язык, который является «культурным кодом» нации, частью культуры, её продуктом и той основой, которая и определяет дальнейшее развитие национальной культуры страны. Именно эта направленность на социально-коммуникативную подготовку современного школьника, нацеленность на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, приобщение его к отечественной культуре, развитие интеллектуальных, творческих способностей, навыков самостоятельной учебной деятельности характеризует разработанную С. И. Львовой педагогическую концепцию «Русский язык — основа образования, развития и воспитания современного школьника», которая реализована в линии учебников русского языка для 5— 11-го классов (авторы С. И. Львова, В. В. Львов; издательство «Мнемозина»). Основополагающей идеей этой концепции (что видно из её названия) является утверждение, что родной язык — основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту нации и цивилизации в целом. Следовательно, изучение родного языка в школе — это не только усвоение системы языка и развитие речемыслительных способностей, но и одновременно осознание родного языка как величайшего достояния народа, как важнейшего механизма познавательной деятельности человека и формирования на этой основе устойчивой потребности в речевом самосовершенствовании и готовности к речевому самообразованию, овладению культурой речевого поведения в разных условиях общения.

   Учебники построены таким образом, что в процессе обучения у школьника с 5-го по 11-й классы формируется понимание определяющей роли родного языка в развитии личности; понимание родного языка как компонента культурного опыта нации, как средства сохранения и передачи культурной информации, как средства приобщения к материальной и духовной культуре народа, как средства формирования целостной картины мира, отражённой в национальном языке. Учебники русского языка для 5—11-го классов данной линии нацелены на воспитание любви к России, уважения к её истории, богатейшей культуре, традициям, национальным святыням и символам; уважения к закону, праву, правам других людей, к нормам общественной жизни в современном российском социуме и ответственности перед обществом.

   В связи с такой установкой в учебниках указанной линии значительно усилен культурологический аспект в преподавании, который представлен многопланово и разнообразно и выражается в целенаправленном и продуманном использовании в учебниках дидактического материала, имеющего ценностно- смысловую направленность, что позволяет значительно расширить культурологический кругозор учащихся и формировать средствами родного языка важнейшие нравственные ориентиры личности.

   В результате такого подхода процесс обучения строится на ценном для духовного развития ребёнка дидактическом материале, представляющем собой фоновые знания как элемент национальной культуры, духовной основы нации. Фоновые знания сопровождают процесс освоения программы по предмету и обеспечивают вхождение ребёнка в систему мировоззрения, взглядов, главенствующих в современном российском обществе, помогают ученикам приобщиться к культурному наследию страны, способствуют формированию эстетического вкуса, коммуникативно-речевых норм поведения, воспитывают гражданственность и патриотические чувства.

  Гражданско-патриотическая направленность обучения родному языку реализуется в 5—11-м классах системно, целенаправленно и поэтапно с помощью сочетания традиционных и новаторских методов, средств и приёмов, основными из которых являются следующие.

1.     Включение в программу и учебники специальных теоретических сведений о русском языке как духовной ценности, национальном достоянии народа, как форме выражения национальной культуры и национального самосознания. Осмысление взаимосвязи понятий «язык», «культура», «история народа» является той основой, на которой постепенно формируется гражданская позиция современного человека по отношению к своему родному языку, являющемуся частью национальной культуры народа. Учебники построены таким образом, что школьник на каждом этапе изучения предмета расширяет представление об определяющей роли родного языка в жизни народа и отдельно взятого человека. В 10—11-го классах старшеклассники закрепляют и углубляют эти представления при ознакомлении с основами лингвокультурологии — современной науки, которая глубоко изучает язык именно с точки зрения культурологического содержания. Предмет исследования учёных-лингвистов — разнообразные проявления взаимосвязи языка и национальной культуры, например: национально-культурный компонент значения языковых единиц, языковая память народа, национальные традиции речевого поведения, фразеологизмы как знаки культуры и др. Научные исследования подобных явлений расширяют представление о языке и его роли в формировании национального самосознания, а также углубляют традиционные понятия гражданственности и патриотизма, вычленяя в них национально- культурологическую составляющую, выраженную с помощью языка и закреплённую в языке.

   В учебниках 10—11-го классов предъявляется (в адаптированном виде) система новейших знаний из области лингвокультурологии, что помогает старшекласснику более глубоко осознать родной язык как форму выражения национальной культуры, осмыслить взаимосвязь языка и истории народа, получить представление о некоторых проявлениях национально-культурной специфики русского языка и овладеть нормами культуры речи, характерными для разных сфер общения. В конечном счёте выпускник школы должен не только понимать, что родной язык — это гордость нации, проявление её истории, культуры, ментальности, но и осознавать свою личную сопричастность к родному языку, гражданскую ответственность за сохранение речевой культуры и духовно-нравственной, культурно-исторической преемственности поколений.

2.     Широкое использование в процессе обучения русскому языку единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Прежде всего это разнообразные тексты культурологического содержания. В отличие от большинства современных учебников по предмету, в учебниках данной линии включение культурологических текстов является не эпизодическим фактом в учебном процессе, а элементом строгой, продуманной системы предъявления в учебниках фоновой информации, имеющей культурологическое содержание. Воспитательный потенциал подобных текстов состоит прежде всего в их содержании, которое даёт возможность школьнику, выполняя обычную учебную работу, связанную с языковым и речевым анализом, одновременно получать важную информацию о национальных историко-культурных явлениях России, её историческом прошлом; о направлениях и течениях в национальной культуре, о выдающихся исторических личностях, деятелях культуры и науки; об исторических памятниках и достопримечательностях, являющихся национальной гордостью России; о проблемах современного российского общества, о мировых тенденциях диалога культур и месте России в этом процессе и т. п. Публицистические тексты современных авторов помогают ученикам осознать ключевые проблемы современного общества, например нравственно-этические, экологические, политические и др.

   На основе текстов учебника, словарных статей выявляются единицы языка с национально-культурным компонентом, объясняются их значения, особенности употребления в разные эпохи и т. п. С этой точки зрения культурологически значимыми текстами являются и статьи разнообразных словарей русского языка, которые органично включаются в процесс обучения и позволяют решать не только образовательные, но и воспитательные задачи. Например, этимологический словарик, включённый в учебники с 5-го по 11-й класс, даёт информацию о происхождении исконно русских слов, отражающих быт и историю России, а также о возникновении заимствованных слов, раскрывающих историческое взаимодействие национальных культур.

   Особое место в учебниках занимают топонимы (названия географических объектов), в которых отражается исторические факты, особенности жизни и быта наших предков, национальные особенности русского народа, тесное взаимодействие его с другими народами нашего государства. Специальные тексты знакомят учеников с историей происхождения названий некоторых городов России, с гербами городов, с особенностями быта в некоторых регионах страны, с народными художественными промыслами, процветающими в разных областях России.

   Работая с языковым материалом, имеющим культурологическое значение, ученик осознаёт, что язык, по сути дела, является летописью жизни народа, отражением многогранной деятельности людей в разные исторические эпохи. В этом плане сам учебник становится своеобразной энциклопедией духовной и культурной жизни русского народа, представленной через призму родного языка, его лексического строя, его категорий и законов.

3.     Предъявление в учебниках конкретных фактов, представляющих собой национальную ценность российской культуры. Это фрагменты текстов великой русской литературы, образцы современной публицистики, отрывки из произведений выдающихся деятелей российской культуры, науки; разнообразные прецедентные тексты, отражающие национальную культуру и менталитет русского народа (пословицы и поговорки, фразеологические обороты, крылатые слова и выражения, песни, языковые игры, каламбуры и т. п.).

   Особую значимость приобретает работа с репродукциями известных или малоизвестных произведений выдающихся русских художников, со знаменитыми иллюстрациями к классическим художественным произведениям. На протяжении всех лет обучения в школе по данным учебникам дети, по сути дела, получают возможность самостоятельно собрать домашнюю художественную галерею, в которую входят величайшие произведения русской живописи. Выполняя заданную учебником языковую и речевую работу на основе имеющихся репродукций, ученики знакомятся с большим количеством выдающихся произведений русских художников: 5-й класс — 17 репродукций, 6-й класс — 23 репродукции, 7-й класс — 28 репродукций, 8-й класс — 21 репродукция, 9-й класс — 22 репродукции, 10-й класс — 6 репродукций, 11-й класс — 8 репродукций. И дело, конечно, не в количестве включённых в учебники цветных репродукций, а в том разнообразии видов учебной деятельности, которая строится на их основе. Подобная работа помогает детям осознать величие русской культуры и на основе специально организованной учебником речемыслительной деятельности научиться выражать свои мысли и чувства, своё отношение к произведениям искусства, являющимся национальным достоянием России.

4.     Использование визуальных средств наглядности, с помощью которых предъявляются факты современной массовой культуры, способствующие воспитанию у школьников гражданских и патриотических чувств. Многочисленные рисунки, фотографии и фотоколлажи, являющиеся визуальным фоном содержания учебников, — это продуманная методическая система, способствующая не только заинтересованному вхождению школьника в речевую проблему, которую необходимо осознать, проанализировать и решить, но и расширению культурологического кругозора учащихся, формированию нравственных, гражданских позиций личности на основе предъявляемой информации, имеющей культурологический, воспитательный потенциал. Среди элементов визуального ряда особо выделяются произведения такого жанра, как плакат. В учебниках широко представлена одна из разновидностей этого жанра — социальный плакат, который имеет ярко выраженную гражданскую, патриотическую, нравственную направленность и нацелен на воспитание вежливости, культуры общения; милосердия к человеку; внимания и уважения к пожилым людям, ветеранам; бережного отношения к родному языку, к окружающей природе, животным; позитивного отношения к чтению, к книге как источнику знаний и духовно-нравственного опыта нации. В учебниках широко используются и исторические плакаты, например знаменитые плакаты времён Великой Отечественной войны. Визуальная информация подобного характера включается в систему обучающих заданий и даёт возможность решать воспитательно-эстетические, этические, нравственные задачи, которые возложены на курс родного языка и напрямую связаны с формированием гражданско-патриотических установок современной личности.

5.    Многоплановая организация работы по культуре речи. Коммуникативно-деятельностная направленность учебников данной линии проявляется в усиленном внимании к формированию навыков правильного, точного в смысловом отношении, стилистически уместного и выразительного употребления средств языка в соответствии с коммуникативными целями, содержанием и условиями речи. В данных учебниках навыки культуры речи уже в 5—9-м классах формируются не только традиционным путём вкрапления соответствующего материала в разные темы курса, но и путём включения самостоятельного раздела «Культура речи», который придаёт всей этой работе системность, целенаправленность и практический смысл.

   В старших классах данный раздел изучается на качественно ином уровне, который подводит учащихся к осознанию культуры речи как компонента национальной культуры, к пониманию основных аспектов культуры речи (нормативного, коммуникативного, этического, эстетического) и их разнообразных проявлений в речевой действительности.

   На всех этапах обучения большое внимание уделяется развитию навыков использования элементов русского речевого этикета, овладению правилами речевого поведения (в том числе при использовании Интернета, мобильной связи), а также формированию навыков оценивания уровня речевой культуры, проявляющейся в разнообразных речевых образцах. Большое значение в этой работе придаётся такому важному направлению, как овладение этическими нормами речевого поведения. Эти нормы закладываются учебниками с 5-го класса и развиваются в дальнейшем. А на заключительном этапе изучения языка учебник для 11-го класса с помощью специальных текстов и заданий организует диспут по поводу речевой агрессии, сквернословия и других негативных проявлений речевой распущенности, которая, к сожалению, процветает в современном российском обществе и резко снижает эффективность всей работы школы в нравственно-этическом воспитании учеников. Серьёзное внимание к этой проблеме, откровенное обсуждение её на уроках русского языка — это тоже проявление гражданственности и патриотизма прежде всего тех людей, которые непосредственно обращаются к ученику (авторы учебника, издатели, учителя) и пытаются сформировать положительные качества личности гражданина России. Целенаправленная и последовательная работа по культуре речи помогает пробудить и развить у учащихся языковой вкус, языковое чутьё, стремление к речевому самосовершенствованию в течение всей жизни.

6.    Формирование представления о русском языке как эстетическом феномене и воспитание эстетического речевого вкуса. Гражданственность и патриотизм в отношении к родному языку проявляется в первую очередь в любви к нему, в гордости за него, в интересе к его изучению, в желании подражать в своей коммуникативной практике речевым образцам и добиваться выразительности собственной речи. Эти качества личности формируются на основе осознания основных признаков эстетически организованной речи. В связи с этим в учебниках систематически, целенаправленно демонстрируется эстетическая функция родного языка: организуется знакомство с его изобразительно-выразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы и в текстах других стилей и функциональных разновидностей языка. Последовательная реализации указанного направления в работе укрепляет веру в то, что формулировка «гордость за родной язык» не станет формальной, ничего не значащей фразой, потому что ученик, которого провели по пути осмысления истоков богатства и конкретных проявлений выразительности русской речи, постепенно начинает осознавать величие и красоту родного языка, что также является важнейшим компонентом гражданственности и патриотизма.

7.    Использование дополнительных возможностей в обучении и воспитании в связи с внедрением электронной формы учебников. Указанные выше направления в работе, средства и методы, позволяющие реализовать гражданско-патриотическую направленность курса русского языка, значительно усиливаются в связи с использованием электронной формы учебника, которая имеет ряд преимуществ, связанных с её мультимедийными и интерактивными возможностями.

   Электронная форма учебника позволяет значительно расширить и углубить учебную информацию, в том числе и ту, которая имеет культурологическую направленность. Например, в электронные формы учебников 10—11-го классов включены и такие словарики, которые отсутствуют в печатном варианте: «Словарик лингвистических терминов» (помогает систематизировать знания в области языкознания, в том числе и в области лингвокультурологии), «Толково-этимологический словарик» (в нём даётся краткая информация о лексическом значении и происхождении выделенных гиперссылкой слов в разных материалах учебника: в теоретических текстах, в формулировках заданий к упражнениям, в языковом материале упражнений).

   В электронной форме учебника значительно расширены фоновые знания культурологического содержания за счёт предъявления попутных сведений о лексическом значении и этимологии слов (в основном это терминология, общественно-политическая лексика иноязычного происхождения), а также краткой информации об упоминаемых на страницах учебника деятелях, внёсших вклад в общественное развитие (в основном это люди искусства, науки, политические деятели). Подобные материалы усиливают процесс обогащения словарного запаса учащихся и способствуют усвоению достаточно большого объёма фоновых знаний, имеющих культурно-историческую ценность.

   Таким образом, в центре внимания при обучении русскому языку оказывается не только система языка, развитие речи и речевая деятельность во всём многообразии её проявлений, но и ценностные ориентиры, позволяющие осознать родной язык как величайшее достояние народа, как важнейший механизм познавательной деятельности, обеспечивающей формирование общенаучной картины мира. В связи с этим учебники русского языка данной линии характеризуются тем, что построенные на их основе уроки русского языка становятся не только уроками, где изучается язык, его законы и особенности функционирования в речи, но и уроками, на которых ребёнка учат думать, в том числе и в рамках культурологических проблем. Школьник учится уважительному отношению к речи, осознаёт её как мысль, как способ выражения своих суждений, своего отношения к действительности, своих чувств и эмоций, своих нравственных убеждений, своей гражданской позиции по определённым актуальным вопросам. При этом школьник становится активным участником процесса обучения, направленного на образование, развитие, воспитание, в том числе и гражданско-патриотических ценностей, чтобы в дальнейшем этот ученик мог стать социально состоявшейся личностью.