Одним из наиболее эффективных механизмов формирования антитеррористической и антиэкстремистской идеологии у обучающихся в системе общего образования является предметная область «Основы духовно- нравственной культуры народов России» и комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики», предусмотренные ФГОС НОО и ФГОС ООО. Актуальность данной предметной области значительно возросла в настоящий момент на фоне активизации пропагандистской деятельности радикальных религиозно-политических организаций среди российской молодежи. В этих условиях особое значение приобретает превентивная работа по воспитанию ответственного и мыслящего гражданина, способного к самоидентификации на основе традиционных для народов России моральных норм и нравственных принципов. Огромные потенциальные возможности по оживлению и усилению этой работы заложены в реализации принципа диалога культур. В этой связи особую практическую значимость приобретают отвечающие духу времени модули ОРКСЭ: «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики», изучение которых следует активизировать и расширить.
В целях разработки учебно-методической литературы, направленной на эффективное решение масштабных воспитательных задач по формированию у обучающихся основ российской гражданской идентичности и антитеррористической, антиэкстремистской идеологии, издательство «Мнемозина» выпустило в свет:
— учебник «Основы мировых религиозных культур. 4 класс»;
— учебник «Основы светской этики. 4 класс»;
— электронную форму учебника «Основы мировых религиозных культур. 4 класс»;
— электронную форму учебника «Основы светской этики. 4 класс»;
— программу и методическое пособие для учителя «Основы мировых религиозных культур. 4 класс»;
— программу и методическое пособие для учителя «Основы светской этики. 4 класс»;
— рабочую тетрадь для обучающихся «Основы мировых религиозных культур. 4 класс»;
— рабочую тетрадь для обучающихся «Основы светской этики. 4 класс».
Автором всех этих изданий является известный российский ученый, один из разработчиков педагогического принципа диалога культур в системе образования, специалист в области профилактики межконфессиональных конфликтов и религиозной безопасности, доктор педагогических наук, профессор Г. М. Гогиберидзе.
Следует отметить, что заявленные издания носят метапредметный характер. Все они опираются на многогранные связи с учебным материалом из отечественной истории, обществознания, русского языка, русской литературы, мировой художественной культуры, окружающего мира, основ безопасности жизнедеятельности. Но если целью изучения смежных школьных дисциплин является прежде всего получение определенной суммы знаний и умений, а также развитие интеллектуальных способностей обучающихся, то автор названных выше учебно-методических комплексов, опираясь на требования ФГОС НОО, определил другие приоритеты: духовное развитие школьников, формирование системы нравственных ценностей, создание устойчивой мировоззренческой позиции. Несомненно, духовно-нравственное воспитание личности представляет собой длительный и непрерывный процесс, который никак не может ограничиваться одним модулем, учебной дисциплиной или даже предметной областью. Издательство «Мнемозина» и автор отдают себе отчёт в том, что нравственное развитие личности в условиях образовательного пространства должно начинаться с первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении и продолжаться вплоть до завершения вуза. Но в данном случае логика построения указанных изданий опирается на непреложный психолого- педагогический факт, который состоит в том, что именно десяти- одиннадцатилетний возраст является наиболее сензитивным периодом для формирования в сознании обучающихся целостной картины мира, общих представлений о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о возвышенном и низменном, о добродетелях и пороках. И если весь методический аппарат учебного комплекса, все его потенциальные возможности направить на формирование духовно-нравственного стержня личности четвероклассника, то дальнейшая работа по развитию у обучающихся гражданско-патриотических чувств и их приобщению к антитеррористической, антиэкстремистской идеологии будет более эффективной, действенной и продуктивной.
Кроме того, издательство «Мнемозина» и автор Г. М. Гогиберидзе исходили из того, что не менее важным фактором подготовки учебно- методических комплексов, нацеленных на эффективное формирование у обучающихся антитеррористической, антиэкстремистской идеологии, является строгий учёт возрастных и психологических особенностей четвероклассников. Учебники написаны на языке, доступном для десятилетнего ребенка. Каждый параграф дополнен ярким, занимательным, небольшим по объёму, но колоссальным по воспитательному потенциалу и художественной ценности текстом, который помещен либо в рубрике «Это интересно», либо в рубрике «Хрестоматийный материал». В первый раздел вошли интересные, поучительные, эксклюзивные факты из жизни отечественных учёных, деятелей искусства, полководцев, политиков, героев войны и труда. К хрестоматийным текстам относятся наиболее яркие, мощные по эмоциональному и педагогическому воздействию легенды, мифы, народные предания, произведения художественной детской литературы. Такой подход позволил доступно и увлекательно раскрыть теоретический материал учебников, актуализировать его на примерах героических подвигов реальных, фольклорных и литературных героев. Так, например, в процессе изучения основ мировых религиозных культур в параграфе «Христианские заповеди» раскрыть смысл пятой заповеди («Почитай отца своего и матерь свою») помогает хрестоматийный детский рассказ Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». В процессе изучения темы «Ислам в России» в рубрике «Хрестоматий материал» школьники знакомятся с «Балладой о чести», которая с невероятной нравственной силой раскрывает величие народов Кавказа, блистательно сочетающих в себе общекультурные российские и традиционные исламские духовные ценности. Знакомясь со священной книгой буддистов Трипитакой, четвероклассники познают простоту и мудрость древней восточной притчи «Будьте светом для самих себя». Встреча с иудейскими праздниками на уроках ОРКСЭ ознаменована чтением небольшого, но удивительно светлого рассказа М. Бойка «Новогодние чудеса». Более глубокому пониманию такого сложного явления, как гуманизм, при изучении «Основ светской этики» будет способствовать знакомство четвероклассников с горьковской «Легендой о Данко». Параграф «Этика и этикет» из курса «Основы светской этики» украшен рассказом о том, как Петр I собственноручно редактировал первый российский учебник по этикету «Юности честное зерцало». А там, где говорится об умении вести беседу, в рубрике «Это интересно» раскрывается секрет выдающегося артиста С. В. Образцова, добившегося оглушительного успеха на мировой театральной арене.
Художественное слово — могучее действенное средство нравственного воспитания детей, оказывающее огромное влияние на формирование этических представлений. По словам В. А. Сухомлинского, чтение художественной литературы — это та тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит самый короткий путь к сердцу ребенка. Духовное развитие личности — чрезвычайно тонкая, филигранная работа, а точнее — высокое педагогическое искусство. Оно не терпит формализма, дилетантского подхода, поверхностного отношения. Пробудить искренние гражданско-патриотические чувства, приобщить ребёнка к высоким моральным нормам и нравственным принципам можно только одним путём: от сердца к сердцу. Именно такой подход лежит в основе создания учебно-методических комплексов «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики», подготовленных издательством «Мнемозина».